Пт. Сен 12th, 2025

Почему Red Bull уволила Кристиана Хорнера? Возможные причины отстранения многолетнего руководителя команды Формулы 1

Увольнение Кристиана Хорнера из Red Bull шокировало весь спортивный мир: самый долго работающий руководитель команды Формулы 1 был внезапно уволен с немедленным вступлением в силу.

В заявлении, опубликованном в среду, подтверждающем уход Хорнера, Red Bull не назвала причину его увольнения после 20 лет во главе команды.

Сообщается, что сам Хорнер утверждал, будто Red Bull не назвала ему причину. Его место занял Лоран Мекис, перешедший с должности руководителя молодежной команды Racing Bulls.

Хотя внезапный уход Хорнера в середине сезона стал неожиданностью, турбулентный характер последних полутора лет его пребывания у руля команды предполагает множество потенциальных причин, по которым Red Bull могла принять такое решение.

Пока не утихла шумиха вокруг ухода Хорнера, проанализируем факторы, которые могли сыграть роль в его отстранении.

Тенденция к снижению формы Red Bull?

После рекордного сезона 2023 года, когда Макс Ферстаппен уверенно завоевал титул чемпиона, а Red Bull выиграла 21 из 22 гонок, команда начала 2024 год доминирующе, одержав четыре победы в первых пяти этапах.

Однако, начиная с Гран-при Майами в мае 2024 года, их внезапно догнали Ferrari и McLaren. Ферстаппену пришлось использовать свой ранний отрыв по очкам, чтобы удержать Ландо Норриса и завоевать свой четвертый подряд титул чемпиона.

Эта нестабильная форма со второй половины прошлого года сохранилась и в текущем сезоне: Red Bull явно отстает от McLaren, а их отставание от лидеров приближается к 300 очкам к середине сезона.

Хорнер руководил командой и в периоды, когда Red Bull не выигрывала, так что эта ситуация не нова. Однако внезапный спад формы — в рамках одного цикла регламента — вызывал беспокойство и редко наблюдался в Формуле 1.

Хотя спад, несомненно, беспокоил руководство Red Bull, прошло всего шесть месяцев с момента, как Хорнер добился редкого достижения — четырех чемпионских титулов пилотов подряд. Поэтому результаты только этого сезона, вероятно, были недостаточны для его увольнения.

Проблемы со вторым пилотом Red Bull

В то время как Ферстаппен, возможно, был самым стабильным соперником McLaren в этом сезоне, на другой стороне гаража Red Bull разворачивался постыдный для Хорнера скандал.

Его решения уже вызывали вопросы, когда команде пришлось выплатить неустойку Серхио Пересу после того, как его отстранили в конце прошлого сезона, всего через шесть месяцев после продления контракта.

Ситуация ухудшилась в начале этого года, когда Хорнер перевел Лиама Лоусона обратно в Racing Bulls всего через две гонки сезона, после того как он решил продвинуть новозеландца вместо более опытного Юки Цуноды.

Японский пилот с тех пор выступал немногим лучше, как правило, финишируя позади Лоусона и его партнера по команде Racing Bulls Исака Хаджара.

Для Red Bull это не новая проблема. Пьер Гасли и Алекс Элбон, которые сейчас зарекомендовали себя как очень надежные пилоты Формулы 1, были быстро отпущены в 2019 и 2020 годах, не сумев сравняться с Ферстаппеном. Однако разрыв между болидами команды в этом сезоне был более экстремальным, чем когда-либо.

Независимо от того, считаете ли вы это плохим выбором пилотов или фундаментальной проблемой, связанной с тем, что болид стал слишком сложным в управлении для кого-либо, кроме Макса, ни одна из этих теорий не говорит хорошо о Хорнере.

Был ли выбор “Ферстаппен или Хорнер”?

То, что Red Bull фактически стала командой одного болида за последние пару лет, дало Ферстаппену и — возможно, что более важно — его советникам огромное влияние.

Хотя отношения Ферстаппена с Хорнером всегда казались прочными, того же нельзя было сказать о его отце, Йосе. В начале 2024 года между ними произошла ссора, когда бывший пилот Формулы 1 публично призвал к уходу Хорнера.

Ситуация, казалось, стабилизировалась, но оставалось ощущение, что крайность конфликта затруднит по-настоящему восстановить отношения. Тем временем младший Ферстаппен никогда не пытался скрыть свое доверие и лояльность к отцу.

С учетом этого, перенесемся в это лето, когда главной темой для обсуждения в Формуле 1 в последние недели было будущее Ферстаппена, после того как босс Mercedes Тото Вольфф подтвердил “разговоры”, проходящие за закрытыми дверями с лагерем голландца, который состоит из его отца и менеджера Раймонда Вермюлена.

Одна из теорий, появившихся после увольнения Хорнера, заключается в том, что, поскольку команда как никогда зависит от Ферстаппена, его лагерь мог использовать свое влияние, чтобы надавить на владельцев и добиться увольнения Хорнера, намекая, что четырехкратный чемпион мира с большей вероятностью останется, если произойдет смена руководства.

Контракт Ферстаппена с Red Bull действует до 2028 года, но, как известно, содержит пункты о возможности его досрочного расторжения. После недавних комментариев Вольффа Ферстаппен отказался подтвердить свое будущее в команде, в основном избегая вопросов на эту тему.

Поэтому будет интересно посмотреть, как разовьется ситуация. Если Ферстаппен останется в следующем году, некоторые могут увидеть в этом связь. Если он уйдет, эта идея будет опровергнута.

Все еще влияют ли обвинения против Хорнера?

Самый сильный удар по авторитету и положению Хорнера в Red Bull пришелся на февраль 2024 года, когда коллега-женщина выдвинула против него обвинения в ненадлежащем поведении.

Характер обвинений, которые он на протяжении всего процесса отрицал, поставил положение Хорнера под угрозу. Однако он пережил своего рода медиа-шторм и был оправдан внутренним расследованием Red Bull. Апелляция на это решение, поданная сотрудницей Red Bull, впоследствии была отклонена.

Именно на фоне этой ситуации разгорелась ссора Хорнера с Йосом Ферстаппеном: голландец заявил, что обвинения сделали положение Хорнера нежизнеспособным.

Хорнер пользовался достаточной поддержкой по крайней мере части владельцев команды, чтобы остаться, но по какой-то причине она, похоже, иссякла.

Сообщается: “Совладелец Red Bull Чалерм Йоовидья ранее был союзником Кристиана Хорнера и поддерживал его, пока в течение последних нескольких лет шли расследования некоторых вопросов в компании, касающихся Хорнера — сотрудница выдвигала обвинения, по которым два внутренних расследования его оправдали.”

“Йоовидья поддерживал Хорнера в это время. Насколько я понимаю, эта поддержка в конечном итоге прекратилась”.

Уход высокопоставленных сотрудников из Red Bull

Скандал также совпал с уходом нескольких весьма высокопоставленных сотрудников из Red Bull.

Хотя перемещение персонала вполне нормально в Формуле 1, потеря трех важнейших фигур в успехе Red Bull не выглядела хорошо для Хорнера.

Самым значительным, несомненно, стал уход легендарного конструктора Формулы 1 Эдриана Ньюи, который был с Хорнером в Red Bull почти с самого начала.

Когда-то тесные отношения между ними ухудшились; считается, что обвинения против Хорнера были одним из факторов, повлиявших на решение Ньюи уйти. Это было подтверждено в мае 2024 года, после чего он присоединился к Aston Martin в качестве управляющего технического партнера.

До ухода Ньюи главный конструктор Роб Маршалл покинул команду в 2023 году и перешел в McLaren. То, что McLaren обогнала Red Bull и стала доминирующей командой в спорте, возможно, как-то связано с этим.

Затем совсем недавно спортивный директор Джонатан Уитли ушел, чтобы стать руководителем команды Sauber, которая в следующем году станет Audi.

Хотя некоторые уходы неизбежны, позволить трем столпам покинуть команду за такой короткий период выглядит не лучшим образом, особенно на фоне снижения результатов.

Жертва в борьбе за власть в Red Bull?

Также произошли значительные изменения в динамике руководства над Хорнером. После смерти соучредителя Red Bull Дитриха Матешица в октябре 2022 года, похоже, разгорелась борьба за власть, чтобы установить контроль над командой.

Хорнер находился в центре этой борьбы и пользовался поддержкой Чалерма Йоовидьи из Таиланда, но не Марка Матешица, сына Дитриха Матешица, которому принадлежит 49 процентов бизнеса.

Марк Матешиц не сохранил такого прямого контроля над командой, какой был у его отца. Вместо этого глава спортивного подразделения Red Bull Оливер Минцлафф, который также курирует футбольные операции компании, стал более заметной фигурой.

Именно Минцлафф был ответственным за благодарность Хорнеру за его работу в заявлении, которым Red Bull подтвердила увольнение.

Хорнер обладал значительной властью в организации, но, похоже, она ослабевала с 2022 года, даже несмотря на успехи, которых он продолжал добиваться на трассе.

По сообщениям, “австрийская сторона бизнеса, поддержанная Йосом Ферстаппеном, выиграла борьбу за власть”.

“Им удалось убедить сторонников Кристиана, что его дальнейшее пребывание в должности невозможно. С чем именно это связано, выяснится со временем”.

Признак того, что двигатель Red Bull к 2026 году не готов?

В следующем году произойдет то, что многие считают самым большим изменением в регламенте в истории спорта, причем одним из ключевых элементов станет внедрение более экологичных двигателей.

Red Bull создала собственное подразделение по разработке двигателей, Red Bull Powertrains, чтобы впервые построить свой собственный силовой агрегат.

Любому новому производителю двигателей было бы сложно сразу конкурировать с опытными соперниками, такими как Mercedes и Ferrari, но сложность нового регламента, по-видимому, усиливает эту задачу.

В паддоке Формулы 1 циркулируют слухи о том, что Mercedes лидирует в разработке двигателей для 2026 года, а также предположения о том, что у Red Bull возникли трудности.

Насколько нам известно, это всего лишь слухи, но если боссы Red Bull были проинформированы о том, что проект идет негладко, это могло повлиять на их восприятие работы, выполняемой Хорнером.

Придется дождаться предсезонных тестов 2026 года, чтобы получить представление о том, могла ли разработка силового агрегата стать проблемой.

Статья подготовлена на основе материалов Sky Sports F1.

By Эрнест Каляев

Спортивный журналист из Новосибирска с 12-летним опытом. Специализируется на хоккее и лыжных видах спорта. Известен своими глубокими аналитическими обзорами и эксклюзивными интервью. Начинал карьеру в региональной газете, сейчас сотрудничает с крупными спортивными изданиями и ведет авторский подкаст о спортивном закулисье.

Related Post