Гран-при Австрии в эти выходные — последний этап, на котором чемпион мира Ф1 Макс Ферстаппен будет находиться на волоске от штрафного бана.
Спорное столкновение Ферстаппена с Джорджем Расселлом ранее в этом месяце на Гран-при Испании не только навредило его чемпионским амбициям, но и принесло три штрафных балла к его суперлицензии Ф1.
Значимость этого дополнительного наказания в том, что оно увеличило количество баллов Ферстаппена за последние 12 месяцев до 11 — всего в одном шаге от автоматического бана на одну гонку согласно регламенту Ф1.
Штрафные баллы остаются на лицензии пилота в течение одного года, после чего они аннулируются. Первые баллы из текущего общего количества у Ферстаппена не сгорают до 30 июня — понедельника после Гран-при Австрии этого уик-энда.
Ферстаппен прошел уик-энд Гран-при Канады без происшествий, хотя и выразил недовольство вопросами о возможном бане после квалификации, где он стартовал вторым рядом рядом с Джорджем Расселлом, который в итоге выиграл гонку у голландца.
Как сказал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после гонки в Испании, отвечая на вопрос о шаткой ситуации своего звездного пилота: «Никогда нельзя ничего гарантировать. Ему просто нужно не попадать в неприятности… тогда первые баллы сгорят в конце июня».
Ферстаппен прошел без штрафов первые восемь гонок этого сезона до Испании (и даже более длительные серии в прошлом), поэтому Red Bull, конечно, верят, что их четырехкратный чемпион сможет снова найти правильный баланс. Но места для даже небольшой ошибки в плотной борьбе в Шпильберге, безусловно, очень мало, учитывая, как быстро накапливались штрафные баллы у Ферстаппена всего за последний год.
Объяснение системы штрафных баллов в Ф1
Система штрафных баллов в Ф1 была введена с начала сезона 2014 года для нарушений правил на трассе. Она призвана служить дополнительным сдерживающим фактором против частых инцидентов на трассе.
В то время как спортивные санкции — такие как временные штрафы, штрафы на стартовой решетке, проезды по пит-лейн и, в самых крайних случаях, дисквалификации — являются одними из инструментов стюардов на Гран-при для наказания виновных в нарушениях правил, они также имеют возможность применять штрафные баллы (один, два или три) к суперлицензии пилота.
Суперлицензия является обязательным требованием для всех пилотов, участвующих в Гран-при, и именно на нее начисляются штрафные баллы.
В этом отношении система похожа на накопление баллов в стандартных водительских удостоверениях за дорожные нарушения. Как и в случае с обычными правами, пилоты дисквалифицируются, если набирают максимальные 12 баллов — в Ф1 это количество покрывает скользящий 12-месячный период.
Текущее количество штрафных баллов у пилотов Ф1
Пилот | Баллы |
---|---|
Макс Ферстаппен | 11 |
Лиам Лоусон | 6 |
Нико Хюлькенберг | 4 |
Оскар Пиастри | 4 |
Оливер Бирман | 4 |
Ландо Норрис | 3 |
Лэнс Стролл | 3 |
Карлос Сайнс | 2 |
Фернандо Алонсо | 2 |
Франко Колапинто | 2 |
Алекс Элбон | 2 |
Джордж Расселл | 1 |
Восемь пилотов | 0 |
В Спортивном регламенте указано: «Если пилот набирает двенадцать (12) штрафных баллов, его лицензия будет приостановлена на следующую гонку, после чего двенадцать (12) баллов будут удалены с лицензии.
Штрафные баллы остаются на суперлицензии пилота в течение двенадцати (12) месяцев, после чего они соответственно удаляются в годовщину их начисления».
Как Ферстаппен набрал свои 11 баллов (даты истечения)
- 30 июня 2024 г. – 2 балла – Вызвал столкновение с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии (баллы получены 2 июля 2023 г.)
- 27 октября 2024 г. – 2 балла – Вытеснил Ландо Норриса с трассы на Гран-при Мехико (баллы получены 29 октября 2023 г.)
- 2 ноября 2024 г. – 1 балл – Слишком высокая скорость под режимом виртуального автомобиля безопасности в спринте в Сан-Паулу (баллы получены 4 ноября 2023 г.)
- 30 ноября 2024 г. – 1 балл – Излишне медленная езда и создание помех Джорджу Расселлу в квалификации Гран-при Катара (баллы получены 7 октября 2023 г. – *примечание: похоже, в источнике ошибка в дате, указана как 30 ноября, но это, вероятно, дата истечения*)
- 8 декабря 2024 г. – 2 балла – Вызвал столкновение с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби (баллы получены 26 ноября 2023 г.)
- 1 июня 2025 г. – 3 балла – Вызвал столкновение с Джорджем Расселлом на Гран-при Испании (баллы получены 2 июня 2024 г.)
Первые два балла Ферстаппена за столкновение с Норрисом в Австрии сгорят в годовщину инцидента, 30 июня, но следующие два балла за инцидент в Мехико в прошлом году останутся до конца октября.
Это означает, что Ферстаппен, даже если избежит начисления баллов, ведущих к бану, в Австрии, будет оставаться с девятью баллами еще девять Гран-при.
Какие инциденты могут привести к начислению одного штрафного балла?
Стюарды гонки могут вынести три штрафных балла за наиболее серьезные нарушения и один балл за менее значительные инциденты.
В четверг FIA впервые опубликовала два документа, которые стюарды используют как руководство по стандартам вождения и штрафам. Хотя эти документы не имеют нормативной силы, а стюарды принимают решения независимо от FIA на основе действующего регламента, рекомендации содержат предложенные штрафы примерно за 100 распространенных нарушений.
Как подробно описано выше, Ферстаппен дважды за последний год получал по одному штрафному баллу за инциденты — первый за слишком высокую скорость под виртуальным автомобилем безопасности в спринте в Сан-Паулу, второй в Катаре за излишне медленную езду перед приближающимся Расселлом в квалификации.
Расселл, кстати, получил свой текущий единственный балл на той же неделе в Катаре за несоблюдение правила, которое обязывает пилота держать дистанцию в 10 корпусов машины за автомобилем безопасности.
Столкновения с другими машинами также приводили к начислению одного штрафного балла пилотам в недавнем прошлом (Лиам Лоусон в Бахрейне и Майами) — и не только в гонках.
Лэнс Стролл из Aston Martin получил один балл к своей суперлицензии на Гран-при Монако в прошлом месяце за столкновение с Ferrari Шарля Леклера во время первой тренировки в пятницу.
Тем временем Эстебан Окон получил один штрафной балл в Майами в прошлом году за небезопасный выезд с пит-лейн, когда он выехал из гаража Alpine и врезался в бок машины Леклера перед формированием стартовой решетки спринта.
Достигал ли кто-либо лимита в 12 баллов раньше?
В то время как несколько пилотов приближались к накоплению 12 активных баллов на лицензии, только в прошлом сезоне — спустя десять лет после введения системы — кто-то достиг отметки в дюжину баллов: Кевин Магнуссен после столкновения с Пьером Гасли на Гран-при Италии.
В результате тогдашний пилот Haas пропустил следующую гонку в Азербайджане, его место на бакинском уик-энде занял Оливер Бирман.
До введения официальной системы последним пилотом, отстраненным от участия в Гран-при, был Ромен Грожан после массового столкновения нескольких машин в первом повороте на Гран-при Бельгии 2012 года. Француз также был замешан в инцидентах ранее по ходу сезона.
Михаэль Шумахер (две гонки), Эдди Ирвайн (три) и Мика Хаккинен (одна) были отстранены в 1994 году за различные проступки, а Найджел Мэнселл был отстранен от Гран-при Испании 1989 года.
Кого Red Bull выставит на гонку, если Ферстаппен пропустит этап?
Конечно, Red Bull надеется и верит, что Ферстаппен, как говорит Хорнер, сможет «не попадать в неприятности» в Австрии, чтобы эта ситуация не стала немедленной и нежелательной проблемой для команды.
Но если бы им вдруг пришлось искать одноразовую замену Ферстаппену, то почти наверняка был бы вызван один из двух пилотов дочерней команды Racing Bulls — Исак Хаджар или Лиам Лоусон — чтобы выступить один уик-энд рядом с Юки Цунодой.
Однако такая перестановка, в свою очередь, создала бы временную вакансию в младшей команде.
Японец Аюму Иваса, 23 года, является более опытным резервным вариантом Red Bull и участвовал в пятничных тренировках за обе команды. Тем временем 17-летний британец и лидер F2 Арвид Линдблад также стал бы возможным вариантом после того, как FIA на этой неделе удовлетворила давний запрос команды на освобождение их протеже от требования суперлицензии за два месяца до его 18-летия.