Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер считает, что более оперативные решения гоночного директора во время заездов помогли бы избежать ситуации, когда командам приходится “угадывать” действия стюардов. Он связал это с бурным завершением гонки в Испании для Макса Ферстаппена.
Спорный инцидент Ферстаппена с Джорджем Расселлом на 64-м круге (за который Ферстаппен позже в понедельник взял на себя ответственность, признав, что “этого не должно было случиться”) произошел на круге, когда команда Red Bull попросила его уступить позицию сопернику из Mercedes.
Причиной стала ситуация тремя кругами ранее, во время напряженного рестарта после позднего выезда машины безопасности. Тогда Ферстаппен выехал за пределы трассы после контакта колесами с Расселлом (который пытался его обогнать в первом повороте), но остался впереди.
Этот первоначальный инцидент был передан на рассмотрение дирекции гонки. Предвидя штраф за него, Red Bull быстро попросила Ферстаппена пропустить Расселла. Уже расстроенный голландец поспорил с командой по радио. Вскоре после этого, на 64-м круге, он столкнулся с машиной Расселла, за что получил 10-секундный штраф.
Однако лишь после гонки в официальных документах FIA по этим инцидентам стало ясно, что стюарды не собирались применять никаких санкций к Ферстаппену за первоначальный эпизод в первом повороте.
Стюарды объяснили отсутствие штрафа тем, что Расселл спровоцировал контакт, “на мгновение потеряв контроль над машиной” и тем самым вынудив машину Red Bull покинуть трассу. Поэтому никаких дальнейших действий не требовалось.
Выступая в воскресенье вечером, Хорнер объяснил, почему они попросили Ферстаппена пропустить Расселла еще до официального сообщения о решении стюардов.
«Суть нынешних правил в том, где находится передняя ось», — заявил руководитель команды Red Bull репортерам, ссылаясь на пересмотренные Правила гоночного поведения в Формуле 1. «Гонщики знают правила, и они играют по этим правилам. Вопрос в том, контролировал ли Джордж машину в тот момент? Смог бы он пройти поворот? Мы видели так много случаев в этом году, когда назначались штрафы. Мы видели, как инцидент отмечали, как его передавали стюардам. Следующее, чего ожидаешь, — это штраф. Вот почему мы подумали: “Ладно, знаешь что? Придется уступить эту позицию”».
Отвечая на вопрос, было ли ошибкой задним числом просить Ферстаппена уступить позицию, Хорнер сказал: «Да. Но, думаю, было бы лучше, если бы рефери, гоночный директор, сразу сказал: либо продолжайте гонку, либо нужно вернуть позицию».
«Я считаю, что команде очень сложно субъективно принять такое решение, потому что вы опираетесь на исторические прецеденты. Вы смотрите на то, что происходит прямо перед вами, и пытаетесь предвосхитить, что подумают стюарды и гоночный директор».
«Поэтому, я думаю, для команд было бы полезно, если бы в подобных случаях гоночный директор принимал решение и говорил: либо возвращаете позицию, либо получаете штраф, вместо того чтобы пытаться угадать, что сделают стюарды».
Хорнер призывает к улучшению связи с дирекцией гонки
Связь команд с дирекцией гонки во время заезда была ограничена представителями спортивных директоров с сезона 2022 года, после того как прямое вмешательство руководителей команд — в частности, Хорнера и Тото Вольффа — стало всё более заметной и спорной чертой кампании 2021 года, когда Ферстаппен и Льюис Хэмилтон боролись за титул.
На вопрос, могут ли команды по-прежнему связываться с гоночным директором, которым теперь является Руй Маркес, Хорнер ответил: «Да, но в ответ вы ничего не получаете. Вы задаете вопрос, но ответа нет».
«Раньше можно было получить некоторую подсказку, а теперь команде приходится принимать очень субъективное решение», — добавил он. «Мы просмотрели все замедленные повторы, и ситуация была действительно 50 на 50. И вопрос был в том, контролировал ли Джордж машину? Смог бы он пройти поворот? Казалось, что смог бы».
«Поэтому мы приняли решение сказать: знаешь, нам нужно уступить эту позицию».
На вопрос, поднимет ли он этот вопрос с Маркесом, Хорнер ответил, что это следует обсудить в SAC (Спортивном консультативном комитете).