Гонщики Формулы-1 выразили резкое недовольство новыми правилами, введенными на Гран-при Монако. После хаотичной, но спорной гонки Карлос Сайнс заявил, что изменения “дали обратный эффект”, а Макс Ферстаппен сравнил происходящее с игрой “Марио Карт”.
Чтобы попытаться улучшить гонки на самой узкой трассе календаря, Международная автомобильная федерация (FIA) ввела уникальное для этого этапа правило, обязывающее каждого пилота использовать три разных комплекта шин, что фактически гарантировало два пит-стопа.
Несмотря на увеличение активности в пит-лейне, изменений в ожидаемом порядке финиша почти не произошло. Более того, команды прибегли к спорным тактическим уловкам.
Зная, что обгонять в Монако крайне сложно, команды Racing Bulls и Williams приказали одному из своих пилотов значительно снизить темп. Цель состояла в том, чтобы создать достаточный отрыв для напарника, чтобы тот мог провести обязательный пит-стоп, не потеряв позиций относительно основной группы преследователей. Поскольку в этом году требовалось два пит-стопа вместо одного, эта непопулярная тактика, характерная для Монако, оказалась еще более выраженной. Обе команды благодаря этому смогли финишировать обеими машинами в очковой зоне.
Пилоты, оказавшиеся позади этой “пробки”, выражали возмущение. При этом даже в самой команде Williams не были в восторге от необходимости применять такую тактику.
Глава команды Williams Джеймс Ваулз заявил Sky Sports F1 во время гонки: “Мне не нравится так участвовать в гонках, но именно к этому привели правила. С моей позиции, это трудный день”.
Карлос Сайнс после гонки был еще более критичен.
“Мне определенно не нравится это делать, и мне не нравится это видеть”, – сказал испанец Sky Sports F1. “К сожалению, [Лиам] Лоусон сделал это первым по отношению к нам, чего мы не ожидали. Это вызвало у нас панику, и единственным решением, которое мы смогли придумать, было сделать то же самое с остальными”.
“Я просто немного разочарован всей гонкой и всем уик-эндом. Это показывает, что изменение на два пит-стопа ничего не изменило в Монако, и люди все равно будут делать то, что мы делали сегодня. Люди все равно будут манипулировать конечным результатом с помощью манеры езды”.
“Мы либо придумаем решение, чтобы нельзя было манипулировать темпом гонки так, как мы сделали сегодня, либо так будет всегда”.
Сайнс добавил, что, по его мнению, в середине пелотона новое правило “имело обратный эффект”, и для него лично оно “не сработало”. Он подчеркнул, что это “не тот способ, которым я люблю гоняться или о котором мечтаю в Монако”.
Тото Вольфф, руководитель команды Mercedes, рассказал, что получил сообщение от своего бывшего коллеги Джеймса Ваулза из Williams, в котором тот извинялся и объяснял, что у них “не было выбора, учитывая произошедшее впереди”. Вольфф ответил, что понимает ситуацию, поскольку Ваулзу нужно было заработать очки для команды. Он отметил, что тактика Williams началась после того, как Racing Bulls начали замедляться.
Напарник Сайнса Алекс Элбон назвал гонку “уродливой” по командному радио и позже сказал Sky, что “мы показали плохое зрелище для всех”.
“Это просто использование преимуществ трассы и размеров машин”, – объяснил он. “Два пит-стопа просто заставили нас сделать это дважды, а не один раз. Извинения всем, кто это смотрел, потому что это было не очень хорошо. Мы не хотели этого делать и не планировали”.
Эксперты Sky F1: “Фокус был на пит-стопах, а не на гонках”
Эксперты Sky Sports F1 также высказали критику.
Мартин Брандл:
“Это не сработало, правда? Фокус был на пит-стопах, а не на гонках. Мне не нравится видеть, как гонщики на всей трассе играют в игры. Это высшая точка автоспорта, и мне не нравится видеть так много медленно едущих гонщиков”.
Дженсон Баттон:
“Когда команды использовали одного пилота, чтобы помочь другому, и ехали на шесть секунд медленнее, это выглядело довольно глупо. Затем Джордж [Расселл] пытался обогнать Элбона через шикану, чтобы прорваться, и это снова превращает гонку в посмешище. Это не сработало. Мне нравится, что мы попробовали, но нам нужно найти способ доработать это”.
“В детстве, лет в восемь, ты смотришь на Ф1 как на вершину и думаешь, что хочешь попасть туда, потому что там ездят быстро. А потом приезжаешь в Монако, и приходится ехать как можно медленнее ради напарника. И гонщикам было неловко, но они делали то, что должны были, чтобы заработать очки”.
Ферстаппен: “Может быть, нам стоит бросать бананы?”
Чемпион мира Макс Ферстаппен, который лидировал до предпоследнего круга, ожидая своего обязательного второго пит-стопа, также посчитал, что правила не достигли цели.
“Здесь нельзя гоняться”, – сказал он. “Неважно, что ты делаешь. Один пит-стоп, десять пит-стопов. Даже в конце, я лидировал, мои шины были полностью изношены, и ты все равно не можешь обогнать… Я понимаю [новое правило], но не думаю, что оно сработало”.
Отвечая на вопрос о возможных окнах для пит-стопов, Ферстаппен сказал: “Честно говоря, мы чуть ли не играли в Марио Карт”. Он в шутку добавил, что может, тогда им стоит добавить элементы на машины, “и может быть, можно будет бросать бананы! Скользкая поверхность!”
Джордж Расселл, у которого был в целом неудачный день, также заявил: “Гонка довольно глупая. Это не совсем гонка”.
Положительные отзывы о правилах в Монако? “Было интереснее”
Как всегда, не все в паддоке были едины в своих мнениях.
Глава McLaren Зак Браун назвал гонку “намного интереснее, чем обычный Монако”, в то время как его коллега из Red Bull Кристиан Хорнер настаивал, что это было “улучшение”.
“Стратегически это было интереснее”, – сказал он журналистам. “Было больше неопределенности, безусловно, лучше, чем то, что мы видели в прошлом году, когда был просто парад”.
“Обычно ты делаешь один пит-стоп, а потом просто скрещиваешь пальцы, надеясь на надежность до конца гонки. Здесь происходило немного больше всего”.
При этом Хорнер признал, что основная проблема в Монако заключается в невозможности обгона и возможности ехать на три-четыре секунды медленнее темпа. По его словам, это фундаментальная проблема, специфичная для этой трассы, которая присутствует с тех пор, как Монако появилось в календаре 72 года назад.
Шарль Леклер, финишировавший вторым, также назвал гонку интересной, отметив, что “многое происходило” и это давало “больше возможностей”. Льюис Хэмилтон, в свою очередь, приветствовал попытку изменений.
“Им нужно продолжать попытки”, – сказал он. “Уверен, я прочитаю, что гонка была неинтересной или что-то в этом роде, но она казалась очень похожей на предыдущие. Это очень сложная трасса, очевидно, здесь нельзя обгонять, но это по-прежнему удивительное зрелище и потрясающее место. Проехать круг в одиночку невероятно. Пятница и суббота потрясающие, воскресенье – день, когда почти хочется выходной”.
Бывший глава команды Хэмилтона в Mercedes, Тото Вольфф, также выступил за эволюцию правила, а не его отмену.
“Я вижу это с другой стороны”, – сказал он. “Это отличное развлечение. Суббота – это день, когда спорт оживает. В воскресенье мы попробовали что-то, это не сработало, и, возможно, на следующий год нам нужно найти правила, согласно которым нужно определить максимальное время круга, чтобы такое замедление не происходило”.
“Это исключение. Здесь можно ехать медленно. Можно избегать любых рисков, и если ты первый, ты можешь ехать в том темпе, в каком хочешь. Ландо показал быстрейший круг в конце на 30-летних шинах”.
“Для самого спорта, для воскресных гонок, мы можем сделать лучше, и мы можем придумать что-то. В целом, как событие, мы не хотим его упускать”.